Ориентирование на местности по азимуту. Порядок движения азимуту. Соблюдение указанных направлений и расстояний. Обход препятствий.
Суть движения по азимуту в умение найти и сохранить направление с помощью компаса. Для этого необходимо знать данные для движения - магнитный азимут от одного ориентира к другому, и расстояние между ними. Обычно командир взвода указывает командиру отделения данные для движения. Кроме того, одновременно с постановкой задачи вручается и схема маршрута или таблица с азимутами. Эти данные могут быть подготовлены командиром отделения. Движение по азимуту осуществляется как пешком, так и на автомобиле. Метод движения по азимуту будет рассмотрен по показанной ниже схеме. В отправной точке маршрута (первый ориентир КНП МСР1) определяется азимут направления от КНП МСР1 к Курган (второй ориентир), т.е. 20°. Ориентируя компас, найти в направление движения какой-нибудь предмет который находится строго в заданном направлении.
Это будет промежуточный ориентир, который будет использован в дальнейшем для поддержания направления. Начать движение к этому ориентиру, отсчитывая количество пар шагов. В нашем примере, промежуточным ориентиром может быть выбран отдельный куст. Доходя до него снова определяется по компасу направление движения для второго ориентира при том же азимуте 20°. В этом направление определяется второй промежуточный ориентир (например, груда камней) и продолжается движение к нему и так далее, пока не будет пройдено заданное расстояние (633 пар шагов) от первого ориентира (КНП МСР1) до второго (Курган). На второй точке (Курган) выбираем направление к третьей точке (Дом лесника), то есть 330°. Далее выполняются те же действия, как при преодоление первого участка маршрута. Таким образом, движение по азимуту осуществляется последовательными прохождениями от одного ориентира к другому, используя промежуточные ориентиры. Если направление движения совпадает с деталями, который устанавливается по прямой линии (линии передачи, тропа, канал, канава и т.д..), движение выполняется вдоль них, только считая пары шагов.
Движение по азимутуна автомобилях. В качестве ориентиров на маршруте движения должны быть выбраны такие объекты, которые хорошо видимы из транспортное средство: высоты, отдельные леса, населенные пункты, перекрестки дорог и крутые повороты, мосты, переходы и т.д.. Целесообразно установить ориентиры на расстояния 15-29 мин езды(10-15 км). Данные для движения отличаются от движения пешком только величинами, а также измерением расстояний в километрах. Кроме того, на схеме рационально указать подробно характер и конфигурации соседних маршрутов, дорог, характерные ориентиры на маршруте, а также другие детали, которые могли бы служить руководством в пути, не изменяя скорость. В отправной точке маршрута записываются данные спидометра, определяется азимут движения. В пути уточняется соответствие обозначенных на схеме ориентиров, а также промежуточные ориентиры. При приближении к повороту необходимо несколько снизить скорость, чтобы определить если место и направление поворота соответствует указанному на схеме. При выходе на новый участок проверить азимут направления движения. К этому следует иметь в виду, что во время движения транспортного средства, указания компаса могут быть неправильными из-за влияния магнитного поля транспортного средства. Ошибки могут быть до 10-15 °. Таким образом, в случае необходимости уточнения азимута необходимо удалиться от автомобиля на 30-40 м.
Обход препятствий. Во время боевых действий на маршруте движения могут встречаться не только натуральные препятствия, но и искусственные (минные поля, завалы в лесу, и т.д..), которые проще обойти. Обход препятствий выполняется следующим образом: на противоположной стороне препятствия, по направлению движения наблюдается какой-либо объект и на глаз определяется расстояние: считается расстояние до точки остановки перед препятствием, а затем, минуя препятствия выходят на наблюдаемый объект на противоположной стороне препятствия, путь обхода добавляется к пути, пройденного от последнего ориентира. После обхода препятствия и установления направление, продолжается движение.